К Razer лично у меня двоякое отношение. С одной стороны — это одна из немногих компаний всецело ориентированных на геймеров, и следующая принципу 'для геймеров, от геймеров'. С другой стороны — случается что качество выпускаемой ими продукции оставляет желать лучшего. Но все же позитивное впечатление о компании перевешивает их промахи. частности Razer никогда не оставляет без внимания новые веянья. Так, когда в конце 2008 года SteelSeries выпустила WoW ориентированную MMO Gaming Mouse, они подхватили эту идею, и уже в 2009 году представили первое поколение Razer Naga. Мышь вышла очень удачной и сразу завоевала признание геймеров, но нет предела совершенству, и вот перед нами четвертое поколение этого грызуна — Razer Naga 2014.
Мышь поставляется в коробке с узнаваемым черно-зеленым стилем оформления. Внутри, кроме самой мыши, находится инструкция по эксплуатации, приглашение написать отзыв о купленном продукте и стать участником розыгрыша, традиционное поздравление с приобретением настоящего геймерского устройства и пара наклеек с логотипом Razer. С чем у компании никогда не было проблем, так это с оформлением своей продукции — и коробку в руки приятно взять, и сопутствующую документацию хоть в рамочке на стенку вешай. А вот диска с драйверами в комплекте нет — их нужно скачивать с сайта производителя.
Конечно, в первую очередь при взгляде на Razer Naga несведущему человеку бросается в глаза (а сведущему говорит о том что это за мышь) обилие кнопок на боковой панели. Двенадцать клавиш — три ряда на четыре колонки — настоящее сокровище для заядлого любителя онлайновых RPG. Помимо двух основных кнопок, на верхней части мышки, за колесом скролла, есть еще две клавиши. По умолчанию за ними закреплен переход вперед/назад по страницам в браузере, но они так и просятся на роль переключателей чувствительности. Основные кнопки потеряли характерный прогиб, унаследованный от модели DeathAdder, теперь они повторяют дизайн прошлогодней новинки — Razer Taipan. Он нее же Naga 2014 получила и вставки из перфорированного металла на переднем торце мыши. Корпус грызуна имеет выпуклую форму, ладонь на нем не лежит, а скорее обхватывает мышь. Для снижения напряжения в кисти, создатели Razer Naga 2014 добавили с левой стороны корпуса 'ложе' для безымянного пальца, и на внешней его поверхности резиновую вставку, чтоб мизинец не соскальзывал на поверхность стола. Благодаря такой форме мышка очень плотно сидит в руке даже когда большой палец активно скачет по боковым кнопкам. Еще большее удобство обеспечивается тем, что вся подладонная поверхность мышки имеет специфическое шероховатое покрытие. На сайте производителя нет подробной информации о его свойствах, но в процессе тестирования оказалось что помимо еще большей ухватистости, это покрытие неплохо отводит влагу, и практически не собирает отпечатки пальцев (то есть имеет олеофобные свойства). Нижняя поверхность мыши выглядит традиционно для грызунов Razer - широкие тефлоновые ножки, и глазок сдвоенного лазерного сенсора, защищенного дополнительной тефлоновой ножкой-кольцом. К компьютеру мышка подключается двухметровым кабелем с тканевой оплеткой и позолоченным разъемом USB. Провод средний по толщине, довольно гибкий и непривычно скользкий по сравнению с кабелями мышек попадавшихся мне ранее.
При подключении к компьютеру Razer Naga, как и других большинство игровых мышей, зажигается как новогодняя елочка. Подсвечивается колесо скроллинга, блок боковых клавиш, и на подладонной области мягко пульсирует логотип компании. Для иллюминации использовались только зеленые светодиоды, так что цвет ее изменить нельзя. Зато в утилите настройки можно отключить освещение любой из трех зон, а также активировать автоматическое отключение подсветки при переходе монитора компьютера в спящий режим. На самом деле другим производителям игровой периферии стоило бы перенять эту идею, чтоб хоть немного сгладить впечатление от применяемых ими светодиодов 'прожекторного' класса. Правда это не касается данного грызуна — в нем яркость подсветки подобрана удивительно хорошо. Иллюминация Razer Naga 2014 не выедает глаза ночью, и при этом зеленое свечение элементов мышки заметно даже при дневном свете.
Внешность Razer Naga почти не менялась на протяжении трех поколений, вышедших с 2009 года, когда эта модель впервые увидела свет. И вот в четвертом поколении дизайн грызуна изменился, и достаточно сильно. Объясняется такая мутация довольно просто — до четвертого квартала прошлого года у Naga по сути не было достойных конкурентов. Да, MMO-ориентированые мыши выходили, но среди них не нашлось ни одной, которая смогла бы обойти творение Razer в плане эргономики, конфигурируемости и простоты использования. Но в конце 2012 года Logitech, возвращаясь к производству игровых аксессуаров, выпустила ориентированную на аудиторию MMO-геймеров Logitech G600. ней компания не только воплотила все плюсы Razer Naga, но и учла замечания игроков относительно этого устройства (которые в Razer просто игнорировали), создав не просто еще одного третьесортного противника, а полноценного конкурента в борьбе за кошельки любителей MMO. итоге игнорирование запросов пользователей, и отсутствие инноваций в нескольких поколениях мышки, вылилось в потерю достаточно большого количества геймеров. Так что обновленная Naga 2014 создавалась в расчете вернуть лояльных 'перебежчиков' и вместе с ними — звание лучшей MMO мышки.
Что же изменилось в Naga 2014 относительно предыдущих моделей из этой линейки? Во первых, разработчики поработали над главным козырем этой серии MMO грызунов — панелью с боковыми кнопками. У предшественников эти клавиши были одинаковой высоты, формы и располагались под одним углом, что сильно осложняло управление вслепую, и довольно часто приводило к промахам. Еще и нижний ряд кнопок приходился на заворачивающуюся книзу часть корпуса и использовать их было затруднительно. обновленной модели клавиши стали фактурней. ССЂедний ряд сделали выше двух других, так что ошибочно нажать кнопку из него, а не из верхнего или нижнего ряда можно лишь в самом пылу игры. А вот различие межу столбцами все еще недостаточное — если первый и последний спутать с другими сложно, то два средних получились сложно различимыми. Возможно эту проблему смогут решить в следующей итерации Razer Naga, когда придумают настолько же элегантное решение как наклон столбиков в разные стороны использованный Logitech в G600.
Вместе с изменением формы клавиш, немного поменялась и форма корпуса под ними — вместо сильно выпуклой, она стала чуть вогнутой. Это облегчило доступ к нижнему ряду кнопок, и сделало размещение большого пальца более естественным. Также, для того чтоб сделать работу с боковыми кнопками более удобной и приятной, а также чтоб повысить их долговечность (ведь в MMO играх эти кнопки берут на себя большую часть нагрузки ранее приходившейся на клавиатуру) в Naga 2014 были использованы механические переключатели. Отклик клавиш стал заметно четче, но в то же время громкость 'клика' увеличилась в несколько раз.
Вторым улучшением стала форма мышки. новой модели Razer отказались от сменной правой боковины, служившей для изменения конфигурации устройства под разный хват. Вместо этого они использовали результаты исследований для разработки корпуса подходящего обладателю ладони любого размера. Мышь стала немного выше, с более ровным изгибом корпуса, и обзавелась упоминавшимся ранее 'ложем' для безымянного пальца. общем, она стала почти идеальным вариантом для любителей хвата ладонью, а вот тех, кому по душе хват 'коготь' она будет не очень удобна.
Третьим улучшением можно считать изменение формы двух дополнительных кнопок за колесом скролла и обновление самого колеса. Дополнительные кнопки стали более комфортными — из-за увеличившейся площади их легче нащупать. А вот скроллер получил новые возможности — разработчики добавили функцию наклона колеса для горизонтального перемещения по веб-страницам, изображениям и докуметам. играх наклоны работают как еще две дополнительные кнопки и по умолчанию вызывают интегрированную панель конфигурирования мыши и включают/отключают Num Lock. итоге общее количество кнопок в Razer Naga 2014 увеличилось на две — теперь их стало девятнадцать.
Помимо оптимизации эргономики грызуна, разработчики из Razer поколдовали и над начинкой мыши. Naga 2014 получила новый сдвоенный сенсор с огромным, как для MMO, разрешением 8200 dpi. Обычно сенсоры с таким разрешением используются в грызунах ориентированных на экшены и шутеры. Но, видимо, характеристики конкурента послужили причиной желания сделать 'не хуже'. полевых условиях максимальное значение в 8200 dpi может использовать или очень-очень шустрый геймер, или владелец UltraHD монитора, играющий на нем в нативном разрешении.
Для управления настройками Razer Naga 2014 используется знакомая пользователям продукции компании утилита Synapse 2.0. С ее помощью можно изменять базовые параметры мышки, управлять подсветкой, создавать макросы и присваивать кнопкам мыши различные действия. Из нечасто встречающихся функций, стоит отметить возможность откалибровать сенсор мыши под используемый коврик, и задать расстояние отрыва, при котором мышь будет 'терять' поверхность. Такая подстройка позволяет получить максимальную точность работы мыши и подстроить ее под свой стиль игры. Однако грызун откалиброванный под определенный коврик может 'не видеть' другие поверхности, так что при использовании мышки в не знакомых ей условиях, настройки сенсора приходится сбрасывать, и заново проводить калибровку. Вторая особенность, это возможность изменять настройки других устройств Razer. Так, можно одной из клавиш мыши задать смену профилей клавиатуры, или использование созданных для нее макросов, а в настройках клавиатуры задать какой-нибудь клавише смену разрешения сенсора мыши. И третья особенность — хранение созданных макросов и настроек в 'облаке'. Так что сев за новый компьютер, установив Synapse и зайдя в свой аккаунт, вы получаете доступ ко всем ранее созданным конфигурациям.
боевых условиях мышь тестировалась на подвернувшемся под руку Rift. По общему комфорту использования к Razer Naga 2014 придраться сложно — эргономика мыши на высоте, 'цепкость' и разрешающие способности сенсора не хуже чем у конкурентов. На самом деле чувствуешь себя немного странно, когда за трех-четырех часовую игровую сессию руки касались клавиатуры только для того чтоб ввести пароль и ответить на вопрос другого игрока. Все остальные действия выполнялись одной только мышью. Достаточно было задать дополнительным верхним кнопкам переключение между наборами умений, а сами привязки этих умений к боковым клавишам уже были подготовлены изначально, так как они по умолчанию дублируют цифровой ряд клавиатуры, на который обычно вешают использование умений современные MMO игры. Во время игры пару раз возникали проблемы с путаньем в кнопках второго и третьего столбца, но случалось это намного реже чем при использовании Razer Naga прошлого поколения.
Подводя итог этого затянувшегося обзора скажу что обновка удалась — инженеры приложили немало усилий для решения проблем эргономики присущих прошлым поколениям Razer Naga. Новая модель хоть и не идеальна, но на пару голов выше своих предшественниц по комфортности хвата, компоновке и удобству работы с дополнительными клавишами. Качество сборки и применение противоскользящего, стойкого к появлению отпечатков покрытия также приятно радуют. Конечно по результатам недельного тестирования нельзя определить долговечность компонентов мышки, об ее надежности можно будет судить только через год. Пока же я могу только рекомендовать эту мышь всем поклонникам MMO игр, задумывающимся о приобретении многокнопочного грызуна — она стоит каждой потраченной гривны, тем более, что, по сложившейся за последние годы традиции, Razer Naga вышла в вариантах как для правшей, так и для левшей.