Утром в полусонном состоянии сел разгребать электронную корреспонденцию и с трепетом в душе увидел письмо с пресс-ключом для раннего доступа к игре Cossacks 3. Без капли сожаления смирился с мыслью, что сегодняшний рабочий день закончился, толком не начавшись, и пошел заваривать чай, пока игра загружается из Steam.
Во времена моей юности в первую часть 'Казаков' играли абсолютно все: школьники, студенты, деловитые дядьки за тридцать и даже девушки. Более народной игрой тогда была разве что Need for Speed: Underground. Но если новые игры серии NFS выходили почти каждый год и в итоге надоели даже самым преданным фанатам автогонок, то 'Казаки' на доброе десятилетие канули в лету и вернулись только сейчас.
Первое, что бросается в глаза в Cossacks 3, это похорошевшая картинка. Конечно, ни о какой nextgen-графике речь не идет (графика - это вообще не про стратегии). Но юниты и постройки, хоть и нарисованы в стиле старых-добрых первых 'Казаков', стали намного четче и объемнее. При этом новинка вовсе не требовательна к железу и работает с максимальными настройками графики даже на моем недорогом 300-долларовом ноутбуке.
Второе, что бросается уже в уши - отличающиеся саундтреки у разных стран, причем с учетом национального колорита. Казацкие песни (без слов) у Украины, творения европейских композиторов-классиков у Франции и Пруссии, восточные мотивы у Турции и Алжира.
Сюжетная кампания 'Казаков 3' мне, честно говоря, малоинтересна, как и в случае любых других игр-стратегий. Поэтому сразу же запустил режим случайной битвы и первый матч решил сыграть за Украину, то есть за казаков (не зря же в их честь названа игра).
Увлекшись строительством казацкого поселения и добычей ресурсов, первый матч я позорно проиграл искусственному интеллекту на минимальной сложности. Впрочем, за Украину я и в первых 'Казаках' играл весьма посредственно: уж очень мне не хватает пехотинцев ближнего боя и оборонительных башен. Сердюки (украинский аналог мушкетеров), конечно, хороши в атаке, но в защите малоэффективны.
Второй матч с мыслью 'Ну ща я вам покажу, тупые боты!' я начал уже за свою сигнатурную Пруссию. По-быстрому построил казарму и по два десятка пикинеров и мушкетеров и отправил этот небольшой отряд харасить соперника. Там переманил парочку рабочих, здесь поджег склад - и вот уже экономика соперника пошла на спад. Казалось бы, победа в матче лишь вопрос времени, но не тут-то было. Неожиданно закончилось золото и, как результат, в моем родном поселении взбунтовались недовольная задержками выплаты зарплаты казацкая конница, нанятая в дипломатическом центре.
Хоть и повзрослел на десять лет, а ошибки в 'Казаках' совершаю прежние. Выиграть матч удалось лишь с третьей попытки, когда выбрал Турцию с янычарами и лучниками. Пойду-ка сыграю еще один матч, например за Англию с флотом...
сухом остатке
Назвать Cossacks 3 новым этапом в развитии серии можно лишь с большой натяжкой - больше похоже на HD-переиздание. Впрочем, сделай студия GCS что-то абсолютно новое, стопудофф были бы недовольны фанаты первых 'Казаков' (вспоминаем не самый удачный опыт с 'Наполеоновскими войнами'). А ведь именно ветераны, игравшие в первые 'Казаки' все эти годы либо наоборот не игравшие вот уже десятилетие, являются основной целевой аудиторией новинки.
Главный же вопрос: будет ли Cossacks 3 интересна новому, молодому поколению геймеров? С одной стороны, RTS сейчас проигрывают в популярности MOBA. С другой, какие еще исторические стратегии в реальном времени выходили в последние годы? Переиздания Rise of Nations и Age of Empires 3, что еще раз подтверждает - все лучшее в этом жанре было изобретено еще десятилетие назад. А значит, и Cossacks 3 для успешности нужно копировать первую часть, что собственно и было сделано.
4 причины купить 'Казаки 3':
- ностальгия по первым 'Казакам'
- практически полное отсутствие конкурентов в жанре исторических RTS
- высокая реиграбельность, в том числе благодаря мультиплееру
- пойдет даже на слабом ПК, например рабочем ноутбуке
1 причина не покупать 'Казаки 3':
- вы любите пошаговые, а не риалтаймовые стратегии